(F79) Умственная отсталость неуточненная

(Малоумие, Олигофрения)

Нарушение здоровья, относящееся к группе умственная отсталость

Иконка
75 896 людям подтвержден диагноз умственная отсталость неуточненная
Иконка
21 898 умерло с диагнозом умственная отсталость неуточненная
Иконка
29% смертность при заболевании умственная отсталость неуточненная

Город Симферополь еще не подключен к системе СберЗдоровье

Диагноз умственная отсталость неуточненная ставится мужчинам на 12.68% чаще чем женщинам

42 761

Мужчин имеют диагноз умственная отсталость неуточненная

11 794 (27.6 %)

Умерло от этого диагноза.

100
95
90
85
80
75
70
65
60
55
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
33 135

Женщин имеют диагноз умственная отсталость неуточненная

10 104 (30.5 %)

Умерло от этого диагноза.

Группа риска при заболевании умственная отсталость неуточненная - мужчины и женщины в возрасте 0-5

Иконка
Мужчинам диагноз чаще всего ставится в возрасте 0-74, 80-84
Иконка
Реже всего у мужчин заболевание встречается в возрасте 75-79, 85-95+Реже всего у женщин заболевание встречается в возрасте 90-95+
Иконка
Женщинам диагноз чаще всего ставится в возрасте 0-89

Особенности заболевания умственная отсталость неуточненная

Иконка
Отсутствие или низкая индивидуальная и общественная опасность
Иконка
Хроническое

Умственная отсталость неуточненная - что это значит

К возможным причинам развития умственной отсталости относят: 

  • Генетические (хромосомные аномалии, дисфункция отдельных генов); 
  • Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (вирусы герпеса, сифилис, краснуха, и др.) природы; 
  • Значительная недоношенность; 
  • Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); 
  • Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; 
  • Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. 
  • Умственная отсталость неясной этиологии. 

Что происходит при заболевании - умственная отсталость неуточненная

Патогенетические механизмы различных форм умственной отсталости значительно отличаются друг от друга. Однако имеются и общие звенья патогенеза, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, т.е. периоду онтогенеза (индивидуального развития), в котором происходит поражение развивающегося мозга различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызвать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям. 

Около 75% случаев умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Формирование органов и систем чаще всего нарушается во время критических этапов развития. Все внутриутробные аномалии развития подразделяют: 

  • на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед беременности); 
  • на эмбриопатии – поражение плода в период эмбриогенеза, т.е. от 4 нед до 4 мес беременности; 
  • на фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес до конца беременности.

Клиническая картина

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, раздражительными. Многие из них страдают энурезом. 

При легкой степени умственной отсталости IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников. Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание.  

Среди больных различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных). Характер их может быть добродушно-ласковым и приветливым, либо агрессивным со злобностью, упрямством и недоверчивостью к окружающим. 

Все интересы страдающих дебильностью преимущественно сконцетрированы на удовлетворении инстинктов (пищевого и полового), а также на своей внешности. 

У больных отмечается некоторая неуклюжесть, размашистость движений. Иногда встречаются неврологические расстройства и аномалии физического развития, собственно, как и при других формах умственной отсталости. 

Как врач ставит диагноз

При диагностике умственной отсталости нельзя ограничиваться только установлением факта общего психического недоразвития ребенка. При диагностике умственной отсталости целесообразно: 

  • изучение семейного анамнеза и пренатального развития, течения родов, периода новорожденности и последующего развития;  
  • клиническое обследование больного (включает диагностическую беседу с пациентом и физикальное обследование). В результате диагностической беседы получают основные данные, характеризующие психический статус больного. При проведении физикального обследования важно оценивать как неврологические симптомы, так и возможные соматические аномалии, пороки развития, стигмы дизэмбриогенеза (малые пороки); 
  • генетические исследования; 
  • пренатальные диагностические процедуры (УЗИ, амниоцентез); 
  • параклинические исследования; 
  • использование психологических и педагогических методик. 

Инструментальное обследование включает рентгенографию черепа, ЭхоЭГ (УЗИ), КТ, МРТ, ЭЭГ (электроэнцефалография). 

Лабораторные и инструментальные методы исследования (6)

Комплекс исследований (2)

Медицинская услугаСредняя цена по стране

Лечение и медицинская помощь

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врождённый сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при умственной отсталости токсоплазмозного происхождения применяют сульфаниламиды с хлоридином; при эндокринопатиях (микседема, кретинизм) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции эмоциональной лабильности и подавления извращённых влечений.  

Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых пациентов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др. 

Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности. 

В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга. 

Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками. 

Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия. 

У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация. 

Иконка
41 дней требуется врачам на лечение в стационаре
Иконка
Для амбулаторного приема среднее время не установлено

Наблюдение и уход за пациентом (1)

Умственная отсталость неуточненная - профилактика

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика. Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. 

  

Основные симптомы заболевания умственная отсталость неуточненная

Снижение моторики языка

(Неразборчивая речь)

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координ...

Возраст: от 2 до 100 лет9 болезней имеют этот симптом

Недержание мочи

(Подтекание мочи, Энурез)

Непроизвольное выделение мочи, не поддающееся волевому усилию

Возраст: от 1 до 100 лет22 болезни имеют этот симптом

Неадекватное поведение

(Неадекватность, Плохое поведение)

Поведение не соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей.

Возраст: от 1 до 100 лет7 болезней имеют этот симптом

Апатия

(Абулия, Деморализация, Отсутствие эмоций)

Психические состояния, характеризующиеся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний, своего рода эмоционально-мотивационный паралич

Возраст: от 1 до 100 лет31 болезнь имеет этот симптом

Заторможенность

(Замедленная реакция)

Снижение скорости реакции , замедленное течение мыслительных процессов и возникновение растянутой речи с большими паузами.

Возраст: от 1 до 100 лет31 болезнь имеет этот симптом

Раздражительность и озлобление

(Раздражительность, Озлобление, Вспыльчивость)

Всегда следует обращать внимание на аномальное изменение характера человека - это может быть серьезным неврологическим симптомом

Возраст: от 5 до 100 лет53 болезни имеют этот симптом

Забывчивость

(Нарушение памяти, Плохая память)

При продолжительном наблюдении симптома следует обратиться к врачу

Возраст: от 1 до 100 лет37 болезней имеют этот симптом

Рассеянное внимание

(Потеря концентрации, Расстройство внимания, Невнимательность)

Невозможность сконцентрироваться может служить симптомом серьезного заболевания, обратитесь к специалисту

Возраст: в любом17 болезней имеют этот симптом

Бедность речи

(Нарушение речи, Нарушение речевого развития у детей, Плохая речь у ребенка, Ребенок плохо говорит, Алогия)

Означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды

Возраст: в любом7 болезней имеют этот симптом

Уточненные формы заболевания

(F79.0) С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
(F79.1) Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
(F79.8) Другие нарушения поведения
(F79.9) Без указаний на нарушение поведения