Психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом
Мужчин имеют диагноз атипичный аутизм
2 162 (0.5 %)Умерло от этого диагноза.
Женщин имеют диагноз атипичный аутизм
2 988 (2.9 %)Умерло от этого диагноза.
Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:
Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.
По своей выраженности атипичный аутизм похож на классическую форму, но имеет менее широкий диапазон симптоматики.
К основным симптомам атипичного аутизма относятся:
Проблемы с коммуникацией в социуме – данный симптом индивидуален для каждого пациента, так как одни дети всячески избегают контактов с окружающими, а другие наоборот испытывают дефицит общения, но не понимают, как правильно контактировать с людьми.
Проблемы с речью – трудности возникают при попытках словесного формулирования и выражения мыслей из-за ограниченного словарного запаса. При этом проблемы могут быть и с пониманием чужой речи. Аутист буквально воспринимает переносные смыслы, повторяет слова и фраза.
Эмоциональная невосприимчивость – нарушения связаны с не восприятием вербальных сигналов (жесты, кивки, выражение лица, позы, зрительный контакт), восприятием и выражением эмоций. Из-за этого создается впечатление, что больной абсолютно безразличен к происходящему. При этом человек может испытывать эмоции, но не знать, как их проявить.
Невыразительная мимика – отсутствует жестикуляция, движения и эмоции выглядят угловатыми. Также отсутствуют ролевые игры, то есть возникают проблемы при выстраивании отношений с ровесниками, старшими и близкими людьми.
Агрессия и раздражительность – поскольку заболевание развивается из-за определенных нарушений в ЦНС, то пациенты остро реагируют на любые раздражители. Неадекватное поведение возникает в ответ даже на самые безобидные факторы.
Ограниченное мышление – у больного отсутствует гибкость в поведении и мышлении. Есть стремление к педантичности, монотонности, строгому распорядку и шаблонному поведению. Аутисту сложно адаптироваться к новому, он может впадать в панику от минимальных перемен, появления новых людей или вещей в жизни.
Узкие интересы – у больного наблюдается повышенная заинтересованность каким-либо предметом. К примеру, ребенок может играть только с машинками и смотреть только один мультик, проявляя агрессию при попытках разнообразить его досуг.
Вышеперечисленная симптоматика может дополняться признаками классической формы расстройства.
Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:
В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:
Профилактические меры в настоящее время не разработаны.
(Абулия, Деморализация, Отсутствие эмоций)
Психические состояния, характеризующиеся полным отсутствием эмоций, влечений и желаний, своего рода эмоционально-мотивационный паралич
(Раздражительность, Озлобление, Вспыльчивость)
Всегда следует обращать внимание на аномальное изменение характера человека - это может быть серьезным неврологическим симптомом
(Агрессия, Агрессивность)
Агрессивное поведение может быть опасно, как для самого человека, так и для окружающих
(Проблемы головного мозга, Нарушения в мыслительном процессе)
патологические суждения, нарушение контент-мышления) — ошибочные (несоответствующие реальности или неправильно оцениваемые) суждения и умозаключения