(F72) Умственная отсталость тяжелая

(Малоумие, Выраженная имбецильность)

Нарушение здоровья, относящееся к группе умственная отсталость

Иконка
264 205 людям подтвержден диагноз умственная отсталость тяжелая
Иконка
6 758 умерло с диагнозом умственная отсталость тяжелая
Иконка
3% смертность при заболевании умственная отсталость тяжелая

Город Симферополь еще не подключен к системе СберЗдоровье

Диагноз умственная отсталость тяжелая ставится мужчинам на 30.62% чаще чем женщинам

172 555

Мужчин имеют диагноз умственная отсталость тяжелая

2 731 (1.6 %)

Умерло от этого диагноза.

100
95
90
85
80
75
70
65
60
55
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
91 650

Женщин имеют диагноз умственная отсталость тяжелая

4 027 (4.4 %)

Умерло от этого диагноза.

Группа риска при заболевании умственная отсталость тяжелая - мужчины и женщины в возрасте 25-29

Иконка
Мужчинам диагноз чаще всего ставится в возрасте 0-84
Иконка
Реже всего у мужчин заболевание встречается в возрасте 85-95+Реже всего у женщин заболевание встречается в возрасте 75-79, 85-89, 95+
Иконка
Женщинам диагноз чаще всего ставится в возрасте 0-74, 80-84, 90-94

Особенности заболевания умственная отсталость тяжелая

Иконка
Незаразное
Иконка
Отсутствие или низкая индивидуальная и общественная опасность
Иконка
Хроническое

Умственная отсталость тяжелая - что это значит

Возможные причины развития умственной отсталости:

  • Генетические (хромосомные аномалии, дисфункция отдельных генов);
  • Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (вирусы герпеса, сифилис, краснуха, листериоз, токсоплазмоз и т.д.) природы;
  • Значительная недоношенность;
  • Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
  • Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
  • Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
  • Умственная отсталость неясной этиологии.

Что происходит при заболевании - умственная отсталость тяжелая

Патогенетические механизмы различных форм умственной отсталости значительно отличаются друг от друга. Однако имеются и общие звенья патогенеза, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, т.е. периоду онтогенеза (индивидуального развития), в котором происходит поражение развивающегося мозга различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызвать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям.

Около 75% случаев умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Формирование органов и систем чаще всего нарушается во время критических этапов развития. Все внутриутробные аномалии развития подразделяют:

  • на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед беременности);
  • на эмбриопатии – поражение плода в период эмбриогенеза, т.е. от 4 нед до 4 мес беременности;
  • на фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес до конца беременности.

 

 

Клиническая картина

Клиническая картина тяжелой умеренной отсталости сходна с симптоматологией легкой имбецильности. Отмечается низкий уровень социального функционирования, что проявляется практически полной невозможности усвоить элементарные школьные знания, бытовые умения и навыки. Обычно таких детей выводят из системы обучения, в дальнейшем они на протяжении всей жизни нуждаются в опеке и постоянном уходе. В отличие от пациентов с умеренной умственной отсталостью, у этих больных выражены расстройства моторной сферы, что также затрудняет даже их простую социальную адаптацию. Внешне отличаются от обычно развивающихся сверстников (выражение лица менее осмысленное). Умственно отсталый ребенок часто имеют в анамнезе соматические заболевания – нарушения зрения, слуха и работы внутренних органов. Нередко нарушена работа опорно-двигательного аппарата. Походка из-за этого неустойчивая, плохо развита координация движений, особенно, согласованных. Обращенную к ним речь понимают, но чаще ориентируются по интонации и выражению лица. Для усвоения простых навыков необходимо многократное повторение. Плохо ориентируются в пространстве, во времени не ориентируются. Могут повторять элементарные действия, склонны к подражанию. Но внимание крайне неустойчивое.  Эмоционально отзывчивые, но скорее, инстинктивно, чем осознанно. Уровень IQ у этих пациентов соответствует диапазону 30-44 ед.

Как врач ставит диагноз

При диагностике умственной отсталости нельзя ограничиваться только установлением факта общего психического недоразвития ребенка. При диагностике умственной отсталости целесообразно:

  • изучение семейного анамнеза и пренатального развития, течения родов, периода новорожденности и последующего развития;
  • клиническое обследование больного (включает диагностическую беседу с пациентом и физикальное обследование). В результате диагностической беседы получают основные данные, характеризующие психический статус больного. При проведении физикального обследования важно оценивать как неврологические симптомы, так и возможные соматические аномалии, пороки развития, стигмы дизэмбриогенеза (малые пороки);
  • генетические исследования;
  • пренатальные диагностические процедуры (УЗИ, амниоцентез);
  • параклинические исследования;
  • использование психологических и педагогических методик.

Инструментальное обследование включает рентгенографию черепа, ЭхоЭГ (УЗИ), КТ, МРТ, ЭЭГ (электроэнцефалография).

Лабораторные и инструментальные методы исследования (6)

Комплекс исследований (2)

Медицинская услугаСредняя цена по стране

Лечение и медицинская помощь

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врождённый сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при умственной отсталости токсоплазмозного происхождения применяют сульфаниламиды с хлоридином; при эндокринопатиях (микседема, кретинизм) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции эмоциональной лабильности и подавления извращённых влечений. Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых пациентов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Иконка
64 дней требуется врачам на лечение в стационаре
Иконка
Для амбулаторного приема среднее время не установлено

Наблюдение и уход за пациентом (1)

Умственная отсталость тяжелая - профилактика

Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика. Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка.

Основные симптомы заболевания умственная отсталость тяжелая

Деменция

(Слабоумие, Умственная отсталость)

Стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и и затруднением или невозможностью приобретения новых

Возраст: от 1 до 100 лет19 болезней имеют этот симптом

Забывчивость

(Нарушение памяти, Плохая память)

При продолжительном наблюдении симптома следует обратиться к врачу

Возраст: от 1 до 100 лет37 болезней имеют этот симптом

Рассеянное внимание

(Потеря концентрации, Расстройство внимания, Невнимательность)

Невозможность сконцентрироваться может служить симптомом серьезного заболевания, обратитесь к специалисту

Возраст: в любом17 болезней имеют этот симптом

Снижение зрения

(Зрение падает, Хуже вижу, Снижение зрения, Куриная слепота, Плохо вижу в темноте, Ухудшение зрения)

Если вы ощущаете, что видите хуже, обратитесь к офтальмологу

Возраст: в любом74 болезни имеют этот симптом

Нарушение слуха

(Глухота, Плохо слышу, Тугоухость, Снижение слуха, Потеря слуха)

Существует достаточно много типов снижения слуха, от незначительной доп полной потери слуха

Возраст: в любом37 болезней имеют этот симптом

Уточненные формы заболевания

(F72.0) С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
(F72.1) Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
(F72.8) Другие нарушения поведения
(F72.9) Без указаний на нарушение поведения