(F81) Специфические расстройства развития учебных навыков

(Срршн)

Нарушение здоровья, относящееся к группе нарушения психологического развития

Иконка
32 334 людям подтвержден диагноз специфические расстройства развития учебных навыков

Город Симферополь еще не подключен к системе СберЗдоровье

Диагноз специфические расстройства развития учебных навыков ставится мужчинам на 39.38% чаще чем женщинам

22 533

Мужчин имеют диагноз специфические расстройства развития учебных навыков

0 (меньше 0.1%)

Умерло от этого диагноза.

100
95
90
85
80
75
70
65
60
55
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
9 801

Женщин имеют диагноз специфические расстройства развития учебных навыков

0 (меньше 0.1%)

Умерло от этого диагноза.

Группа риска при заболевании специфические расстройства развития учебных навыков - мужчины и женщины в возрасте 10-14

Иконка
Мужчинам диагноз чаще всего ставится в возрасте 5-29, 40-44, 50-59, 85-89
Иконка
Реже всего у мужчин заболевание встречается в возрасте 0-5, 30-39, 45-49, 60-84, 90-95+Реже всего у женщин заболевание встречается в возрасте 0-5, 30-44, 50-54, 60-89, 95+
Иконка
Женщинам диагноз чаще всего ставится в возрасте 5-29, 45-49, 55-59, 90-94

Особенности заболевания специфические расстройства развития учебных навыков

Иконка
Незаразное
Иконка
Отсутствие или низкая индивидуальная и общественная опасность
Иконка
Хроническое

Специфические расстройства развития учебных навыков - что это значит

Выделяют следующие вероятные причины развития СРРШН: 

  • Легкие органические поражения центральной нервной системы.  
  • Снижение когнитивных способностей - недостаточное умение анализировать, обобщать информацию, дефицит словарного запаса, визуальной памяти. 
  • Наследственная отягощенность.  
  • Психолого-педагогическая запущенность.  
  • Социальная запущенность - неблагоприятные условия проживания, плохое питание в детском возрасте. 
  • Языковой барьер. Проблемы в освоении чтения, переписывания, экспрессивного письма, пересказа, счета возникают у школьников, обучающихся не на родном языке.  

 

Что происходит при заболевании - специфические расстройства развития учебных навыков

 

 

Причиной расстройств развития школьных навыков является дисфункция определенных отделов коры головного мозга. Как следствие, затрудняется восприятие и обработка когнитивной (познавательной) информации. Нарушения речи, письма, чтения могут быть связаны с перемещением языковой латерализации (процесс, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга.) в менее дифференцированное в отношении данной функции полушарие.  

Вторичные расстройства появляются после рождения и провоцируются органическими поражениями левого полушария, области мозолистого тела (блокируется передача зрительной информации из правого полушария в левое).  

 

Клиническая картина

При дислексии затруднено узнавание слов, понимание предложений. Дети с трудом различают отдельные буквы, не всегда могут определить начало и конец предложения. Нарушено запоминание названий букв, соответствующих звуков. При чтении ребенок переставляет буквы в слове, слова в предложении. Затруднено воспроизведение слов по буквам. Постепенно чтение формируется, но не имеет интонации. Озвученный текст остается не понятым, оперирование полученной информацией невозможно. 

Расстройство спеллингования чаще всего проявляется нарушением письма. Дети не способны произносить слова по слогам, писать без ошибок. Определяется нарушения чередования букв, трудности в разделении слова на приставку, суффикс, окончание. Навык чтения, понимание прочитанного в норме. Имеются затруднения в выражении мыслей, построении монолога. Письменная и устная речь с большим количеством грамматических, смысловых ошибок, но фонетически развита нормально. 

При нарушении арифметических навыков определяются трудности овладения арифметическими операциями, прямым и обратным счетом. Ребенок плохо запоминает последовательность арифметических операций, не понимает цифровые символы. Нарушена пространственная организация вычислений, затруднено выстраивание чисел по порядку.  

Как врач ставит диагноз

Диагностика включает: 

  • Консультацию психиатра. Критериями заболевания являются: задержка, отклонение развития речи в дошкольном возрасте; невнимательность, гиперактивность, эмоциональные и поведенческие нарушения; несформированность одного или нескольких учебных навыков при установленном нормальном интеллектуальном развитии, отсутствии тяжелых неврологических патологий и травм; отсутствие эффекта при усилении педагогической поддержки. 
  • Патопсихологическое ткестирования, направленные на исследование уровня интеллекта, памяти, внимания, мышления. 
  • Нейропсихологическое исследование. Проверяется умение выполнять графические пробы, выявляются нарушения моторной, сенсорной и номинативной функции речи. Во время чтения определяются пропуски, замены букв, искажения слов, перестановка частей слов, непоследовательность слов в предложениях. При нарушениях письма – ошибки копирования текста, написания под диктовку: перепутано расположение букв, имеются орфографические ошибки. Решение арифметических задач, простых примеров затруднено, счет с ошибками. 
  • Логопедическую диагностику. Логопед уточняет речевой анамнез, оценивает сформированность речи, навыки чтения, письма. 

Лечение и медицинская помощь

Лечение направлено на коррекцию нарушенных навыков. Дополнительно проводятся мероприятия, нацеленные на устранение эмоциональных и поведенческих расстройств. Используются следующие методы: 

Коррекция обучением. Для ребенка с СРРШН к основной программе обучения создается дополнительная, ориентированная на формирование определенного навыка.  

Нейропсихологическая коррекция. Используется интегративный метод, направленный на усвоение фонетических сочетаний, пространственной структуры слов и чисел.  

Коррекция нарушений письменной речи. Цель упражнений и игр – развитие грамматически правильной устной речи, понимания звуко-буквенных связей, тренировка навыков вербального и зрительного анализа, синтеза, коррекция навыков чтения. Отрабатывается графо-моторная координация, умение анализировать грамматический строй речи, синтаксическое построение предложения. 

Детская психотерапия. Индивидуальные сеансы и групповые встречи проводятся с целью коррекции эмоционального состояния, выработки навыков социального взаимодействия. Техники направленны на осознавание и проработку негативных эмоций (депрессии, гнева, тревожности). 

Фармакотерапия. Используется при выраженных поведенческих, аффективных нарушениях. При депрессивной, тревожно-депрессивной симптоматике назначаются антидепрессанты группы ингибиторов обратного захвата серотонина. Тревожный компонент дополнительно корректируется транквилизаторами. При гиперактивности, возбуждении используются психостимулирующие препараты. 

Иконка
64 дней требуется врачам на лечение в стационаре
Иконка
Для амбулаторного приема среднее время не установлено

Специфические расстройства развития учебных навыков - профилактика

Профилактика СРРШН заключается во внимательном отношении родителей к школьной успеваемости, замечаниям педагогов, создании комфортных условий для выполнения домашней работы, уважительном отношении к ребенку.  

 

Основные симптомы заболевания специфические расстройства развития учебных навыков

Нарушение понимания

(Дислексия, Нарушения понимания, Растерянность)

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания сигналов получаемых мозгом. Признаки нарушения понимания могут меняться каждый день и каждую минуту.

Возраст: от 1 до 100 лет3 болезни имеют этот симптом

Аграфия

(Расстройство письма)

Возраст: от 1 до 100 лет2 болезни имеют этот симптом

Дезориентация

(Нарушение ориентировки , спутанность сознания)

Потеря ориентации в пространстве и времени может быть неврологическим симптомом и требует консультации у специалиста

Возраст: от 8 до 100 лет20 болезней имеют этот симптом

Бедность речи

(Нарушение речи, Нарушение речевого развития у детей, Плохая речь у ребенка, Ребенок плохо говорит, Алогия)

Означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды

Возраст: в любом7 болезней имеют этот симптом

Уточненные формы заболевания

(F81.0) Специфическое расстройство чтения
(F81.1) Специфическое расстройство спеллингования
(F81.2) Специфическое расстройство арифметических навыков
(F81.3) Смешанное расстройство учебных навыков
(F81.8) Другие расстройства развития учебных навыков
(F81.9) Расстройство развития учебных навыков неуточненное