F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
(Специфические расстройства развития учебных навыков , СРРШН )Нарушение здоровья, относящееся к группе нарушения психологического развития
Заполните форму для подбора врача
Диагноз Специфические расстройства развития учебных навыков ставится мужчинам на 129.87% чаще чем женщинам
11 266
мужчин имеют диагноз Специфические расстройства развития учебных навыков. Случаев смерти не выявлено.
0 %
смертность у мужчин при заболевании Специфические расстройства развития учебных навыков
4 901
женщин имеют диагноз Специфические расстройства развития учебных навыков Случаев смерти не выявлено.
0 %
смертность у женщин при заболевании Специфические расстройства развития учебных навыков
Группа риска при заболевании Специфические расстройства развития учебных навыков мужчины в возрасте 10-14 и женщины в возрасте 10-14
Особенности заболевания Специфические расстройства развития учебных навыков
Краткое описание
Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) – нарушения формирования навыков чтения, письма, счета, связанные с трудностями обработки когнитивной информации.
Этиология
Выделяют следующие вероятные причины развития СРРШН:
- Легкие органические поражения центральной нервной системы.
- Снижение когнитивных способностей - недостаточное умение анализировать, обобщать информацию, дефицит словарного запаса, визуальной памяти.
- Наследственная отягощенность.
- Психолого-педагогическая запущенность.
- Социальная запущенность - неблагоприятные условия проживания, плохое питание в детском возрасте.
- Языковой барьер. Проблемы в освоении чтения, переписывания, экспрессивного письма, пересказа, счета возникают у школьников, обучающихся не на родном языке.
Развитие болезни — патогенез
Причиной расстройств развития школьных навыков является дисфункция определенных отделов коры головного мозга. Как следствие, затрудняется восприятие и обработка когнитивной (познавательной) информации. Нарушения речи, письма, чтения могут быть связаны с перемещением языковой латерализации (процесс, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга.) в менее дифференцированное в отношении данной функции полушарие.
Вторичные расстройства появляются после рождения и провоцируются органическими поражениями левого полушария, области мозолистого тела (блокируется передача зрительной информации из правого полушария в левое).
Клиническая картина
При дислексии затруднено узнавание слов, понимание предложений. Дети с трудом различают отдельные буквы, не всегда могут определить начало и конец предложения. Нарушено запоминание названий букв, соответствующих звуков. При чтении ребенок переставляет буквы в слове, слова в предложении. Затруднено воспроизведение слов по буквам. Постепенно чтение формируется, но не имеет интонации. Озвученный текст остается не понятым, оперирование полученной информацией невозможно.
Расстройство спеллингования чаще всего проявляется нарушением письма. Дети не способны произносить слова по слогам, писать без ошибок. Определяется нарушения чередования букв, трудности в разделении слова на приставку, суффикс, окончание. Навык чтения, понимание прочитанного в норме. Имеются затруднения в выражении мыслей, построении монолога. Письменная и устная речь с большим количеством грамматических, смысловых ошибок, но фонетически развита нормально.
При нарушении арифметических навыков определяются трудности овладения арифметическими операциями, прямым и обратным счетом. Ребенок плохо запоминает последовательность арифметических операций, не понимает цифровые символы. Нарушена пространственная организация вычислений, затруднено выстраивание чисел по порядку.
Диагностика
Диагностика включает:
- Консультацию психиатра. Критериями заболевания являются: задержка, отклонение развития речи в дошкольном возрасте; невнимательность, гиперактивность, эмоциональные и поведенческие нарушения; несформированность одного или нескольких учебных навыков при установленном нормальном интеллектуальном развитии, отсутствии тяжелых неврологических патологий и травм; отсутствие эффекта при усилении педагогической поддержки.
- Патопсихологическое ткестирования, направленные на исследование уровня интеллекта, памяти, внимания, мышления.
- Нейропсихологическое исследование. Проверяется умение выполнять графические пробы, выявляются нарушения моторной, сенсорной и номинативной функции речи. Во время чтения определяются пропуски, замены букв, искажения слов, перестановка частей слов, непоследовательность слов в предложениях. При нарушениях письма – ошибки копирования текста, написания под диктовку: перепутано расположение букв, имеются орфографические ошибки. Решение арифметических задач, простых примеров затруднено, счет с ошибками.
- Логопедическую диагностику. Логопед уточняет речевой анамнез, оценивает сформированность речи, навыки чтения, письма.
Медицинские услуги для определения диагноза Специфические расстройства развития учебных навыков
Лечение
Лечение направлено на коррекцию нарушенных навыков. Дополнительно проводятся мероприятия, нацеленные на устранение эмоциональных и поведенческих расстройств. Используются следующие методы:
Коррекция обучением. Для ребенка с СРРШН к основной программе обучения создается дополнительная, ориентированная на формирование определенного навыка.
Нейропсихологическая коррекция. Используется интегративный метод, направленный на усвоение фонетических сочетаний, пространственной структуры слов и чисел.
Коррекция нарушений письменной речи. Цель упражнений и игр – развитие грамматически правильной устной речи, понимания звуко-буквенных связей, тренировка навыков вербального и зрительного анализа, синтеза, коррекция навыков чтения. Отрабатывается графо-моторная координация, умение анализировать грамматический строй речи, синтаксическое построение предложения.
Детская психотерапия. Индивидуальные сеансы и групповые встречи проводятся с целью коррекции эмоционального состояния, выработки навыков социального взаимодействия. Техники направленны на осознавание и проработку негативных эмоций (депрессии, гнева, тревожности).
Фармакотерапия. Используется при выраженных поведенческих, аффективных нарушениях. При депрессивной, тревожно-депрессивной симптоматике назначаются антидепрессанты группы ингибиторов обратного захвата серотонина. Тревожный компонент дополнительно корректируется транквилизаторами. При гиперактивности, возбуждении используются психостимулирующие препараты.
Медицинские услуги для лечения заболевания Специфические расстройства развития учебных навыков
Медицинская услуга | Средняя цена по стране |
Криодеструкция новообразований мягких тканей | Нет данных |
Гипотермия региональная | Нет данных |
Гипотермия локальная | Нет данных |
Гипотермия общая | Нет данных |
Гипотермия | Нет данных |
Тепловизорная диагностика лучевых поражений | Нет данных |
Гипертермия, биоэлектротерапия при новообразованиях | Нет данных |
Криодеструкция новообразования почки | Нет данных |
Тепловизорная диагностика болезней почек | Нет данных |
Погружная диатермокоагуляция при новообразованиях придаточного аппарата глаза | Нет данных |
Еще услуги |
Профилактика
Профилактика СРРШН заключается во внимательном отношении родителей к школьной успеваемости, замечаниям педагогов, создании комфортных условий для выполнения домашней работы, уважительном отношении к ребенку.
Медицинские услуги для профилактики заболевания Специфические расстройства развития учебных навыков
Уточненные формы заболевания
Болезни со схожими симптомами
Сосудистая деменция
Сосудистая деменция ,снижение когнитивных функций вследствие геморрагического или ишемического повреждения мозга
Высокий риск, болеют мужчины и женщины, возраст любой
Диссоциативные [конверсионные] расстройства
Диссоциативные [конверсионные] расстройства ,Нарушение здоровья, относящееся к группе невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
Низкий риск, болеют мужчины и женщины, возраст любой
Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера ,заболевание, представляющее одну из разновидностей старческого (сенильного) психоза, которое возникает в результате атрофии височных и теменных долей головного мозга
Опасное, болеют мужчины и женщины, возраст 45-100
Возможные симптомы
Кома
утрата сознания, кома, коматозное состояние, потеря сознания, впасть в комуПатологическое состояние, характеризующееся потерей сознания, резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения, угасанием рефлексов до полного их исчезновения, нарушением основных функций организма
При обнаружении симптома обратитесь к врачу 12 болезней могут быть причиной, болеют мужчины и женщины, возраст 1-100
Нарушение речи
Недоразвитие речи, Речевые нарушения, Нарушение артикуляции, Нарушение устной речиРасстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию
12 болезней могут быть причиной, болеют мужчины и женщины, возраст любой
Основные симптомы
Аграфия (расстройство письма )
При обнаружении симптома обратитесь к врачу 1 болезнь может быть причиной, болеют мужчины и женщины, возраст 1-100
Нарушение понимания (Дислексия, Нарушения понимания, Растерянность )
Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания сигналов получаемых мозгом. Признаки нарушения понимания могут меняться каждый день и каждую минуту.
3 болезни могут быть причиной, болеют мужчины и женщины, возраст 1-100
Нарушение речевого развития (Нарушение речи, Нарушение речевого развития у детей, Плохая речь у ребенка, Ребенок плохо говорит )
Означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды
6 болезней могут быть причиной, болеют мужчины и женщины, возраст любой
Дезориентация (Нарушение ориентировки , спутанность сознания )
Потеря ориентации в пространстве и времени может быть неврологическим симптомом и требует консультации у специалиста
9 болезней могут быть причиной, болеют мужчины и женщины, возраст 8-100